Создан rusin.ua
карта
карта москвы
карты
Форум YouTube oK
Алгоритм эпохи. Для первобытнообщинного строя и рабовладельческих государств задачи географии сводились к расширению пространственного кругозора, накоплению эмпирического материала. Формировалось мироощущение человека в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В ее основе лежало понятие «места» или топоса (с греческого - место, участок земли), формирующего у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах (Преображенский, 1997).
В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т.е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства.
География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с единой географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации - картографический.
Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны - из глубины», - писал Ф.Ницше.
География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей - охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Острая наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т.е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.
Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи - горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, дошедшие до наших дней. В литературном эпосе важное место занимали путешествия. Так, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (III тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который через пустыни и горы добрался до океана.
Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Уже к 2000 г. до н.э. минойцы основали на о. Крит древнейшую морскую державу и плавали до Канарских островов, Сенегала и Индии. По мнению Геродота финикийцы по поручению фараона Нехо (610-594г. до н.э.) совершили плавание вокруг Африки, продолжавшееся три года. Карфагенянин Ганнон плавал вдоль западных берегов Африки. Индийские мореходы еще к началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом - на восток. В индийских эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата» дается представление о географических познаниях народов Индии. В первой из них приводится описание всей известной тогда части Земли. В «Махабхарате» перечислены главные горы, моря, реки; приводятся сведения о древних индийских государствах и племенах. В Китае уже в I тыс. до н.э. существовали специальные географические сочинения, в которых содержались краткие описания территории государства (например, книга «Юйгун»). Географические представления китайцев расширились с открытием «шелкового пути».
Самая древняя карта, по мнению Л.Багрова, известна с 3800 г. до н.э. На глиняной табличке была изображена северная часть Двуречья с рекой (Евфрат) и двумя горными цепями. Еще в III тыс. до н.э. шумерийцы создали мифы о сотворении мира, потопе и рае. В Вавилоне была популярна астрология, объясняющая воздействие небесных светил на судьбы людей.
Рабовладельческая культура достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме, унаследовав все лучшее своих предшественников - минойцев, египтян (геометрию, солнечный календарь), ассиро-вавилонян (астрономические знания, деление суток, черчение), финикийцев (алфавит). Развитию стран Средиземноморья способствовал географический фактор, в частности разнообразие природных ландшафтов, игравших большую роль в общественном развитии этого времени.
Древние греки обладали на редкость цельным и ясным миропониманием. Был Космос, Небо, там жили боги. На Земле жили люди. Но пропасти между ними не было. Боги были похожи на людей. Они могли и пьянствовать, и прелюбодействовать, но всегда были готовы вмешаться в судьбы людей. Представление о Земле у ранних греков было религиозно-мифологическим. Земля в виде выпуклого щита окружалась Океаном, из которого вытекали все реки. За Океаном располагалось царство теней. В восточных странах было теплее, чем в западных. Они были ближе к Солнцу.
Во время архаического этапа развития Древней Греции центром научной мысли явился Милет (ионическая колония в Малой Азии), где возникла первая натурфилософская школа. Последователи этой школы пытались объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала: воздуха у Анаксимена, воды у Фалеса, «апейрона» или абстрактной материи у Анаксимандра, огня у Гераклита. Однако истолкование природных явлений у ионийских натурфилософов было умозрительным. Землетрясения, например, они объясняли следствием трескания земли от засухи или после сильных дождей.




москва план
карта тартария
глобус
Развитие мореплавания и торговли привело к появлению первых географических описаний. Их называли периплами и периэгезами. Первые описывали берега и представляли собой прообраз современных лоций. Вторые - участки суши и являлись начальной формой страноведческих описаний. Авторов таких описаний называли логографами. Известным логографом был Гекатей из Милета (546-480 г до н.э.), который обобщил периплы и периэгезы и составил описание всех известных стран. По мнению Дж.Томсона в работе Гекатея проявлялся «известный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы ее называли общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно» (1953).
Первую карту Ойкумены составил Анаксимандр. «Древние изображали Ойкумену круглой, посредине же, по их мнению, лежит Эллада, и посредине последней - Дельфы. Они пуп Земли», - сообщает географ Агафемер (цитируется по Дж.Томсону, 1953, с.150). V век до н.э. - расцвет греческой культуры. Обширные связи греков со Скифией, Ближним Востоком, Египтом способствовали получению и накоплению достоверных сведений описательно-страноведческого характера. Ученые, много путешествуя, оставили после себя интересные работы. В своей «Истории в девяти книгах» Геродот (485-425 до н.э.) дает полное описание мира, известного грекам. В IV книге содержатся сведения о географии Скифии (реках Истре и Танаисе, климате, рельефе, Каспийском море и даже реке Аракс или Амударье). Описание Ливии проводится с помощью районирования. Он выделяет четыре широтные полосы: приморская населенная зона, зона «диких зверей», «песчаная полоса» (зона пустынь) и южная населенная зона. Однако Геродот не избежал и мифологических объяснений. Солнце у него отклоняется к югу зимой под влиянием холодов и бурь. Ветры дуют из холодных стран, а в Азии теплее, так как она ближе к Солнцу.
Эвдокс Книдский (ок. 480-355 до н.э.) обосновал идею о климатических поясах, положив в основу их формирования наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты (отсюда с греческого «климат» означает «наклон»). Он впервые применил гномон для определения широтного положения географических объектов.
Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля (384-322 до н.э.). По его мнению окружающий человека мир имеет четыре первичных элемента: огонь, воздух, воду и землю. Источником движения является эфир, слагающий небо. Это уже был подход компонентной географии. Сочетания названных элементов формируют сферы: внешнюю небесную, сферу огня (верхнюю атмосферу), нижнюю (воздушную), сферу воды и земли (в центре). Тем самым он признавал идею о шарообразности Земли. В своей знаменитой работе «Метеорология», которая к сожалению не сохранилась, он дает описание основных сфер, используя все накопленные знания. Его «Метеорология» - первый опыт общеземлеведческого описания. Нижняя атмосфера рассматривается как сфера не только воздуха, но и воды (за счет «влажного испарения»). Причиной ветров служит «сухое испарение». Когда господствует первое наблюдаются влажные годы, когда же наблюдается второе - сухие и ветреные годы.
Специальная глава посвящается изменениям земной поверхности. В этом большую роль играют реки, берущие начало в горах, а не в океане, как считали его предшественники. Аристотель также систематизировал взгляды своих предшественников относительно тепловых поясов и признавал идею Эвдокса о шарообразности Земли. Ему же принадлежит идея о постепенном переходе от неодушевленных тел к растениям, а от растений - к животным («лестница существ»). И первая классификация животных (описано 500 видов). При районировании поверхности Земли им выделяются 5 зон. При этом суша занимала лишь часть северной умеренной зоны. Ойкумена же простиралась с запада на восток от Геракловых Столбов (Гибралтара) до Индии, а с севера на юг - от Скифии до Эфиопии. Таким образом, Аристотель дифференцировал науки и знание о природе приобрело форму естествознания. Он же стоял у истоков общего землеведения и компонентной географии.
Ученые классической Греции обратили внимание на зависимость человека от природной среды. Первым был Гекатей. Затем Гиппократ вводит понятие «фюзис», придавая ему значение окружающей человеческий организм природы. Он видит человека в космической гармонии. Человек - микрокосм. Он часть мезокосма (географической действительности) и макрокосма. Идеален лишь макрокосм, тогда как мезокосм (среда) может быть лучшим, более разнообразным и умеренным, или же худшим, жарким или холодным. Дисгармония человека со средой дает болезни. Ойкумену по условиям жизни он делил на три полосы: холодную северную (Скифия), умеренную среднюю (входила Греция) и жаркую сухую южную (Ливия, Египет). Сравнивая жителей этих полос, Гиппократ делает вывод о том, что их тело и дух зависят от климата. Так было положено начало географическому детерминизму, очень важному естественно-научному положению, которое объясняло зависимость живых существ, человека, да и общества в целом от природных условий. Однако многие историки (например, Ксенофонт), а также Аристотель и Платон использовали это положение в политических целях, объясняя право греков управлять другими народами расцветом греческой культуры и благоприятными природными условиями.
Эпоха эллинизма началась походами А.Македонского и развитием торговых отношений Греции с восточными странами. Философия этого периода отходит от естественно-научного направления и углубляется в проблемы этики и морали. Если создателем первой карты считают Анаксимандра, то основоположником математико-картографического направления стал Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.), заложивший основы математической географии. Он впервые применил термин «широта» и «долгота» и при построении карты Ойкумены использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы (Забелин, 1976). Он возглавлял Александрийскую библиотеку, был хранителем величайшей сокровищницы античной науки и литературы. Его обширный труд «Географические записки» был первым, где упоминался термин «география» (вместо периплов и периэгезов). Он включал в себя не только описание Ойкумены, но и вопросы математической и физической географии. Впервые были определены размеры Ойкумены и введена сетка меридианов и параллелей. Сравнивая величины угла падения лучей полуденного солнца в Александрии и Сиене (Тропик Рака), Эратосфен первым определил окружность Земли по меридиану. Полученная величина равнялась 252 тыс. стадий (около 40 тыс.км). Проводил он и географическое районирование с выделением сфрагид. Описание их начинается с выделения границ, которые проводились обычно по естественным рубежам (хребтам, рекам, морям), и включает номенклатурно-топографические данные о климате, народах и сельскохозяйственных культурах. Тем самым «География» Эратосфена объединила в себе физическую, математическую (картографическую) и региональную географии.
Границы Ойкумены расширились в период римских завоеваний, которые диктовали заказ на историко-страноведческие описания и математическую географию (измерение расстояний по дорогам, специальные земельные работы в военных целях, межевание земель и др.).
В эпоху расцвета римской империи (I-II в.в.н.э.) преобладали географические описания страноведческого плана, часто связанные с историей. Наиболее крупные работы принадлежат Страбону, греку из Амасии (64 до н.э. - 23 н.э.). Им написана «География» в 17 книгах. В первой он касается истории географии. Во второй - общегеографических представлений. В своих суждениях он опирался на идеи предшественников. Особенно на работы Эратосфена. Все остальные книги посвящены региональным описаниям Иберии, Британии, Кавказа, Малой Азии и др. Однако, данные о природе этих регионов традиционно скудны и отрывочны. В таких страноведческих описаниях Страбон видел прикладное значение географии и ее пользу для правящих кругов государства, военных и торговцев. Поэтому его считают главным идеологом описательно-страноведческой (хорографической) географии.
Клавдий Птоломей (90-160 г.г.) последний из великих ученых античности, уделявших внимание географическим проблема. В своих работах «Великое построение» и «Руководство по географии» он обобщил известные факты об Ойкумене и теоретические идеи своих предшественников. По его мнению следует различать «географию» и «хорографию». Первая охватывает линейное изображение известной части Земли со всем, что на ней находится. В ее сферу входят вопросы выяснения фигуры и размеров Земли, разработка проекций и определение географических координат для создания карт Ойкумены. Хорография занимается описанием отдельных местностей, «…приводя в своих описаниях даже такие мелочи, как, например, гавани, селения, округа, притоки главных рек и т.д.» (Птоломей, 1953). Его «Руководство по географии» вплоть до XVII в. выдержало более 50 изданий.


вернутся на предыдущуювернутся на предыдущую
Яндекс.Метрика